I can't add article with this text:
В статье 25 Жилищного кодекса РФ содержится точная формулировка того, что следует понимать под переустройством, и что означает слово «перепланировка».
Так, в частности, при переустройстве происходит установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования. Последствия данных мероприятий требуют непременного внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Что же касается перепланировки, то она предполагает лишь изменение конфигурации помещения. Но и это изменение непременно должно найти свое отражение в техническом паспорте. Справедливости ради, нужно отметить, что, как правило, эти явления идут рука об руку. И если уж граждане затевают ломать стены, то они сразу осуществляют и переустройство, и перепланировку.
К сожалению, действующее законодательство практически никак не регулирует порядок проведения работ по переустройству (перепланировке) жилых помещений. Единственное, что требует законодатель от собственника жилья, так это получение разрешения на проведение таких работ, а также проведение работ таким образом, чтобы не испортить жилье: свое и соседское.
Итак, получение разрешения на переустройство (перепланировку) урегулировано Жилищным кодексом РФ. Там, в частности, установлено, что для проведения таких работ нужно заручиться согласием органа местного самоуправления. Данное согласие выражается в принятии указанным органом решения о разрешении собственнику осуществить переустройство (перепланировку) принадлежащего ему жилья.
Такое решение будет принято, если соблюсти все нормы закона, регламентирующие его получение.
Для начала нужно обратиться в компетентный отдел органа местного самоуправления, который ведает такими вопросами и представить установленный законом пакет документов. А именно:
1). Заявление установленной формы (утверждается Правительством РФ).
2). Документы, подтверждающие правомочность владения данным жилым помещением. Представляются либо в подлиннике, либо в нотариально заверенной копии.
3). Проект переустройства и (или) перепланировки. Данный проект должен быть выполнен компетентной организацией.
4). Техпаспорт на жилье.
5). Согласие на проведение данных мероприятий всех членов семьи нанимателя, проживающих с ним (когда речь идет о социальном жилищном фонде).
6). Если переустраивомое жилое помещение расположено в здании, являющемся памятником архитектуры, истории или культуры, то нужно получить заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения таких работ.
Закон предусматривает, что данный перечень документов во всех случаях является исчерпывающим и дополнительно компетентный орган, ведающий вопросами согласования переустройства и перепланировки, ничего требовать не может.
После того, как указанные документы будут получены, заявителю об этом будет выдана расписка. В ней указывается перечень принятых документов и дата их получения. Именно от нее следует исчислять срок, в течение которого орган, осуществляющий согласование, должен принять какое-либо решение. По общему правилу он составляет сорок пять дней.
Еще три дня дается ему для того, чтобы выдать или направить по адресу, указанному в заявлении, непосредственно само решение, которое и будет являться основанием для проведения работ по переустройству (перепланировке) жилого помещения.
Закон предусмотрел возможность отказа в согласовании данного мероприятия. Это происходит всего в трех случаях:
1). Если были представлены не все документы.
2). Если документы были представлены в ненадлежащий орган.
3). Если проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не соответствует требованиям закона.
Разумеется, в решении об отказе в переустройстве и (или) перепланировки орган, осуществляющий согласование, должен обосновать свою позицию и сослаться на норму закона, на которой он ее основывает.
Данное решение, также как и положительное, выдается заявителю или отправляется ему по почте в течение трех дней с момента принятия. Законом предусмотрено право заявителя оспорить такое решение в судебном порядке.
Те счастливчики, которым переустройство и (или) перепланировка были разрешены, должны после их проведения непременно документально зафиксировать результаты проведенных работ. В частности, их завершение должно быть подтверждено актом приемочной комиссии. Данный акт направляется в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества. Причем обязанность сделать это законом возложена на орган, осуществляющий согласование переустройства и перепланировки.
Жилищный кодекс РФ урегулировал многие разногласия по вопросам проведения переустройства и (или) перепланировки, существовавших ранее. Прежде данная деятельность практически не регулировалась на федеральном уровне. Однако принятые до этого нормативно-правовые акты регионального значения, касающиеся вопросов переустройства и (или) перепланировки, действуют и поныне в той части, в которой это не противоречит ЖК РФ.
К примеру, ст. 1 Закона Московской области от 16 апреля 2004 г. N 55/2004-ОЗ «О порядке и условиях перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые» запрещает переоборудование и перепланировку жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций зданий, нарушению в работе инженерных систем и оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств. И эта норма вовсе не противоречит Жилищному кодексу.
Вообще данный закон в вопросах переустройства и (или) перепланировки довольно суров. Он содержит немало запретов.
Так, к примеру, в Москве нельзя:
1) Производить переоборудование и перепланировку помещений, если это приведет к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшит сохранность и внешний вид фасадов, нарушит противопожарные устройства, затруднит доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам;
2) Производить перепланировку квартир в случае, если в результате ее произойдет ухудшение условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры;
3) Производить установку или переустройство перегородок, если это приведет к образованию комнаты без естественного освещения или без приборов отопления;
4) Осуществлять перепланировку, в результате которой образуется комната площадью менее 9 кв. м или шириной менее 2,25 м;
5) Также в столице запрещено и увеличение подсобной площади квартир за счет жилой;
6) Не допускается производить переоборудование и перепланировку, если на нее не получено согласия всех заинтересованных совершеннолетних жильцов квартиры и ее собственников;
7) Не удастся произвести и переоборудование и перепланировку помещений, если те состоят на учете Штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Обойти это правило возможно лишь в одном случае: если получить соответствующее разрешение начальника Штаба;
8) Не разрешат московские власти произвести переоборудование и перепланировку строений, если те предназначены к сносу в ближайшие 3 года и включены в соответствующие решения и распоряжения. Такое переоборудование возможно лишь в одном случае: если оно является необходимым для обеспечения безопасности проживания;
9) Нельзя, по мнению московских властей, осуществлять также перепланировку смежных помещений без предварительного внесения поправок в паспорт домовладения на основании решения межведомственной комиссии.
Конечно же, данные запреты являются справедливыми и обоснованными. И все же, думается, что ситуация, которая сложилась сегодня в законодательстве, регулирующем вопросы переустройства и перепланировки жилых помещений, не совсем правильная. Ведь в каждой местности установлены свои нормы и правила, в то время, как согласно ЖК РФ определение условий переустройства и перепланировки относится к ведению Российской Федерации. Поэтому было бы правильнее установить единые для всей страны правила проведения перепланировки и переустройства.